ВСЕ О ТРАНСПОРТЕ ВЬЕТНАМА
Во Вьетнаме в том или ином количестве можно встретить и использовать все современные виды транспорта — от самолетов внутренних линий до междугородных автобусов и такси.
Некоторые из них развиты очень хорошо, некоторые недостаточно, однако в некоторых случаях могут быть незаменимы. В любом случае, добраться даже до отдаленных мест Вьетнама возможность есть, даже если придется совершить несколько пересадок с одного вида транспорта на другой или, скажем, с одного автобусного маршрута на другой.
Внутренние вьетнамские рейсы обслуживают несколько авиакомпаний — это и самый крупный в стране перевозчик Vietnam Airlines, и небольшие и более бюджетные компании Jetstar Pacific Airline (сокращенно Jet), VASCO, AirMekong и VietJet, получившая лицензию совсем недавно — в 2007 году.
Авиарейсы осуществляются в большинство крупных вьетнамских городов и на острова Кондао и Фукуок. У компании Vietnam Airlines в больших вьетнамских городах и городах-курортах имеются специальные такси, на которых можно добраться до аэропорта, заплатив меньше, чем в обычных городских такси.
Железнодорожная сеть во Вьетнаме развита довольно слабо, по сути, ее и сетью назвать нельзя, так как поезда курсируют с севера на юг между Ханоем и Хошимином, а также в горный курорт Сапу, в города Хайфон и Халонг. Однако, несмотря на это, добраться на поезде можно в большинство вьетнамских городов, в первую очередь, из-за своеобразной вытянутой формы Вьетнама (в одном из регионов ширина страны не превышает 45 километров). Однако южнее Хошимина поезда пока что не ходят — всему виной Меконг и множество его рукавов.
Во Вьетнаме существуют два вида пассажирских поездов: TN и SE. Поезда категории SE останавливаются только на крупных станциях, так что время пути существенно сокращается. Так, самый быстрый поезд между Хошимином (станция Сайгон) и Ханоем идет 29 часов. Имеются также поезда повышенной комфортности по маршрутам Ханой — Сапа и Ханой — Халонг, а также Хошимин — Нячанг и Хошимин — Куйнон.
Пожалуй, самый оптимальный, дешевый и удобный способ передвижения по стране. Особенно автобусы подходят тем, кто собирается посетить максимальное количество мест, совершая, таким образом, множество остановок. Также плюсом автобусов является то, что они ходят даже в очень удаленные места или, скажем, по направлению к югу от Хошимина, куда не добраться на поезде.
Существуют простые междугородние автобусы и автобусы системы OpenBus, которые следуют практически через весь Вьетнам. Так, например, от Ханоя до Хошимина на автобусе OpenBus можно добраться за 90 долларов. Также из Хошимина ходят автобусы в соседнюю Камбоджу.
В некоторых случаях очень удобно пользоваться морским и речным транспортом. К примеру, если нужно попасть в район дельты Меконга, докуда на автобусе или машине добраться не очень просто. К тому же может возникнуть желание посетить какой-либо из вьетнамских островов.
Имеется регулярный маршрут из Халонга через Хюэ в Хошимин (пока что это не ежедневные рейсы). Также из Хошимина удобно на катере доехать до города Канто в дельте Меконга. Отправление в 8–00 с причала Ton Duc Thang Avenue в Хошимине, прибытие в Канто в 11–30. Билет стоит 13 долларов. Отправление из Канто в 13–00.
Во Вьетнаме, как и в других странах Индокитая (в частности в Таиланде), поездка на такси — дело сложное и часто оборачивающееся спорами с водителем и непредвиденной тратой средств. Таксисты будут как угодно пытаться вытрясти из туриста завышенную сумму, или не ту сумму, о которой договаривались перед поездкой, или же будут подправлять счетчики, из-за чего итоговая стоимость поездки будет в два-три раза выше действительной.
В принципе, цена поездки зависит от расстояния — в среднем в Ханое или Хошимине она выходит в пределах 2–7 долларов. Чаще всего советуют пользоваться услугами фирмы «Mai Linh», где обмануть пытаются реже всего. Также можно заказать такси для поездок между городами, но в таком случае стоимость будет очень высокой, так что проще и дешевле пользоваться автобусами.
При желании для путешествий по Вьетнаму можно арендовать автомобиль с водителем — эта услуга доступна в любом крупном городе страны. При этом срок аренды 4-местного седана может составлять от одного дня (около 50—80 USD) до одного месяца (около 1200 — 2000 USD). В стоимость входят оплата труда водителя (как правило, с 7.30 до 17.30) и топливо. Здесь есть лимит по километражу: за лишние версты придется доплачивать, то же самое касается сверхурочных часов работы водителя.
Крупные компании, обслуживающие иностранцев, стараются приглашать на работу водителей, владеющих английским (на Юге таковых не так уж и мало). Аренду авто с водителем не следует путать с автомобильными экскурсиями к различным достопримечательностям: последние обходятся дороже.
Правила проката автомобилей в Вьетнаме значительно смягчились, и теперь вы можете водить самостоятельно. Тем не менее из-за транспортного хаоса и плохого состояния многих дорог мы все же рекомендуем арендовать машину с водителем.
Аренда мотобайка существенно облегчает жизнь туриста, особенно в курортной зоне. В зависимости от «места действия» и модели байка день аренды обойдется в сумму от 5 до 10 USD. При аренде на длительный срок имеет смысл попросить дополнительную скидку. Иногда к байку прилагается шлем: с декабря 2007 г. в стране действует закон об обязательном ношении шлема как водителем мотоцикла, так и его пассажиром во время движения. Купить простенький шлем можно за 10— 15 USD.
Стоимость бензина в зависимости от места может составлять от 12 000 до 20 000 донгов. В небольших городах рядом с частными магазинами иногда можно увидеть миниатюрную бензиновую колонку с насосом и счетчиком. Кроме того, на дорогах с оживленным движением байков часто можно увидеть людей, продающих бензин, разлитый в пластиковые бутылки емкостью 1,5 л (стоит дороже, чем на заправке, а качество топлива не гарантируется).
Формально для вождения мотобайка также нужны права, выданные во Вьетнаме, однако в действительности на туристов смотрят сквозь пальцы.
Это не значит, что за рулем двухколесного «коня» можно расслабиться. Правила здесь весьма схожи с российскими, и их необходимо соблюдать — хотя бы на том минимальном уровне, на каком это делают местные жители. На дороге следует быть предельно внимательным, а в первые дни вообще не рекомендуется садиться в седло в часы пик утром и вечером.
Велосипед можно арендовать за 10 000 — 16 000 донгов в день. Иногда «велик» бывает предпочтительнее мотобайка — например, в Хойане, где в пределах Старого Города разрешено движение только безмоторного транспорта.
В распоряжении тех, кто не рискует садиться за руль самостоятельно, есть и другие варианты — такси и моторикши се ом (или Хонда ом, как иногда говорят на юге). Во Вьетнаме турист постоянно рискует переплатить извозчику по меньшей мере 10 000 — 15 000 донгов — чтобы не портить себе нервы, эту незначительную «растрату» лучше всего воспринимать как неизбежное зло. Поездка в такси стоит от 10 000 до 15 000 донгов за километр. Мотоизвозчики фиксированных тарифов не имеют — за поездку в пределах города они возьмут не меньше 10 000 донгов. В обоих случаях лучше оговаривать стоимость поездки заранее. Во избежание досадных недоразумений следует иметь записанный адрес нужного вам места. Рекомендуется также заранее приготовить для расчетов с извозчиками запас мелких купюр.
Помимо такси и се ом в городах Вьетнама существует сословие велорикш — сикло. В отличие от своих индийских и китайских коллег, вьетнамские вело-извозчики в силу конструкции своих таратаек находятся позади седока. Велорикша в среднем обходится в сумму около 10 000 донгов за час поездки.